Крито-микенская (эгейская) культура

Крито-микенская культура – общее обозначение минойской культуры (по имени легендарного критского царя Миноса), возникшей на Крите в 3-2 тысячелетии до н.э. и сильно воздействовавшей на культуру материковой Греции и микенской культуры, формировавшейся под влиянием минойской. Центры микенской культуры находились на материковой Греции, несмотря на прочные культурные связи с ближним востоком, прежде всего с Египтом, крито-микенская культура сохранила свою самобытность. Политическая, экономическая и культурная жизнь крито-микенских государств нашла отражение в дворцовых сооружениях и городских постройках Крита и Микены.  С 1900 начинаются систематические раскопки Кносского дворца под руководством Артура Эванса, в ходе которых была открыта Минойская культура. На основании раскопок были установлены характеристики Кносса и проведены многочисленные сравнения с хронологией Египта. Эвансом была построена периодизация минойской культуры. Он выделил четыре периода, между которыми, однако, нет резкой границы, они почти незаметно переходят один в другой: раннеминойский (преддворцовый) – 2600 – 2000 гг. до н.э.; среднеминойский (дворцовый) – 2000 – 1700 гг. д.н.э.; новый дворцовый – 1700 – 1400 гг. д.н.э.; позднеминойский (последворцовый) – 1400 – 1150 гг. д.н.э. К ранним периодам относятся остатки крупных погребальных сооружений в Нессаре, шлифованные каменные сосуды, золотые украшения и первые образцы печатей. Знаменитые керамические изделия этого периода – сосуды, украшенные орнаментом в виде пятен или полос. К другому дворцовому периоду восходят дворцовые постройки в Кноссе, Фесте, которые после случившейся на Крите катастрофе (возможно землетрясение) в 16 в до н.э. был отстроен заново, также как и другие резиденции властителей, вплоть до 15 века до н.э. их облик оставался более или менее постоянным. Для этого периода характерен рассвет керамики стиля «конорес». Изображение на печатях, а так же производство мелкой пластики позволяют судить о том, какой громадный шаг вперед сделало искусство Крита, по сравнению с раннеминойским периодом. К новому дворцовому периоду относятся хорошо сохранившиеся стенные росписи из Кносса и Ама Триада, а также первоклассная керамика, богато украшенная изображениями цветов, животных и пейзажами (т.н. «критский натурализм). Расцвет минойской культуры оборвался с разрушение Кносса и других поселений, происшедшим около 1400 года до н.э. в результате землетрясения, нападения врагов или внутренних усобиц, прекратилась торговля. Разработанное критянами слоговое письмо под влияние греков сменилось линейным письмом. С 1600 годы крито-микенская культура вступила в последнюю фазу своего развития: под влиянием крито-микен сформировалась микенская культура (по названию г. Микены), которая стала приемником. В их шахтовых гробницах было найдено множество изделий ремесла, орудий с искусной инструкцией, золотых перстней с печатями, металлических сосудов, украшений, золотых масок и т.д. Эти находки позволяют судить о разных стадиях формирования микенской культуры, которая в дальнейшем вышла из-под влияния Крита и достигла высокого уровня развития. О достижениях монументального строительства в Микенах дают представление крепостные сооружения, кукольные гробницы (о. Микен), мосты и дороги. Великолепной стенной росписи (Фивы, Микены), каменные рельефы, статуэтки, множество ваз, многие из них являются высокохудожественными изделиями. По этим находкам можно проследить основные этапы развития микенской культуры. Свидетельством этой эпохи, на последние периоды которой приходится Троянская война, следует считать гомеровские поэмы: содержащийся в них мифологический материал восходит к микенскому времени. В следствии вторжения в область средней Греции и Пелопонесса греческих племен в северо-западной засти балканского региона (12 в. до. н.э. Дарийские вторжения) центры микенской культуры были уничнотжены. Сельские поселения, очевидно, продолжали существовать. Вопрос о том, в какой мере микенская культура оказала влияние на раннюю греческую культуру, исследовано еще не полностью.